Неполученные письма

17 января 2018 г., среда

Жительнице города Кларе Ионовой спустя 72 года после окончания войны было суждено  впервые взять  в руки письма отца Салиха, написанные с фронта. А до этого она даже не представляла об их существовании. Сегодня 83-летняя дочь солдата, сложившего свою голову на поле боя, со слезами на глазах радуется такой «встрече» и сожалеет, что письма не у нее.

Подлинники писем, к сожалению, она смогла подержать в руках только в краеведческом музее, потому что эти треугольники – экспонаты фонда. По словам завотделом Альберта Гарипова, выносить из музея их не разрешается. Для Клары Салиховны дороги и копии, в которых освещены несколько месяцев жизни отца, письма, пронизанные заботой об оставшихся в Буинске близких даже под градом пуль. А предыстория  такова. В рамках республиканской исторической акции «Письма военных лет» краеведческим музеем организовывались вечера «Читаем солдатские письма». На одном из них пришедшие в гости ученики, учителя ознакомились с письмом Сайкина Салиха Ризаевича, адресованным 15 октября 1942 года сестре Камарие в деревню Нурлаты. Однако информации о жизненном пути нет. И тут учительница истории школы №1 Нина Казакова поняла, что речь идет об отце ее родственницы и поспешила порадовать ее. «Я нашла твоего отца», такими словами постучала она в дверь Клары Салиховны.

– Когда по прошествии стольких лет я взяла в руки его письма, действительно, мне показалось, что я встретилась с отцом. Сообщила об этом и проживающему в Екатеринбурге сыну Сергею. Мы очень обрадовались. Вновь всколыхнулись воспоминания. Мы, трое детей, рано остались без отца. Папа был очень образованным, добрым человеком. Он уехал, а уже после учителей на войну не брали, – рассказывает она со слезами на глазах. Тогда они жили на съемной квартире. Бабушка со стороны матери приютила и их, и вторую дочь также с тремя детьми.

– Позже мама Раиса Васильевна  устроилась на работу в школу имени  Горького техничкой. Там же нам выделили уголок для жилья. Было очень трудно. После того, как на отца пришла похоронка, стали платить пенсию, – делится Клара Салиховна детскими воспоминаниями. Вот только дня получения похоронки и отъезда отца на фронт не помнит. Об этом можно судить по письмам, написанным Салихом матери, родным Райхане, Камарие. В одном из писем он пишет, что 29 мая 1942 года уехал из Буинска в Казань. Затем  прошел обучение в городе Сталинск (ныне Новокузнецк), в августе попал на фронт. Хранящееся в музее последнее письмо написано в январе 1943 года. Оно адресовано сестре. Вот строки из письма: «Здесь нет ни теплого дома, ни постели. Если есть, то только место, чтобы укрыться от ветра, а то и этого нет. Пока жив и здоров, а что будет дальше, неизвестно. Как только получишь письмо, напиши о себе, дяде, Фахри, наших». Во всех письмах он проявлял заботу о своей семье, просил обнять и поцеловать детей, пригласить пожить их в деревню, чтобы было полегче. Есть и письмо на русском языке, адресованное Рае и детям. В нем он писал, что они всегда в его сердце. Почему же эти теплые, пронизанные любовью письма он не адресовал семье?

– Мама не умела писать и читать. А мы были маленькими. Наверное, поэтому он и писал родным, – говорит Клара Салиховна. Почему письма отдали в музей, спросить сегодня не у кого. Хочется наде-яться, что с содержанием писем семью ознакомили. Потому что Камария общалась с семьей Салиха.

– Она всегда нам помогала. Помню, как приносила мне платья, гостинцы, то, что выращивала в своем огороде, – говорит Клара Салиховна. Вот такая судьба. А о пронизанных заботой письмах отца матери и братьям она расскажет в своих молитвах.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International