Историко-архитектурные памятники

ГОРОД БУИНСК

Вахитова ул., 53. Жилой дом

Дом выстроен на рубеже 19-20 вв. Представляет собой двухэтажное здание, жилые помещения которого освещены с улицы шестью окнами на каждом этаже. Углы здания выделены широкими лопатками. По верху окон первого этажа выложен ступенчатый фриз, объединяющий лопатки. Более высокие окна второго этажа имеют обрамление с высоким лучковым завершением. Простенки окон второго этажа на уличном фасаде декорированы поясом из прямоугольных ниш. Над окнами выложен фриз из квадратных ниш с ребристыми простенками между ними. На торцовых фасадах фриз выложен из горизонтальных, прямоугольных ниш, соединенных вертикальными нишами с двухступенчатыми зубцами в нижней части. Памятник жилой архитектуры в стиле эклектики "кирпичного" направления.

Жореса ул. 65. Здание аптеки

Земская аптека в Буинске открылась в 1874 году, а с 1902 года она была размещена в специально выстроенном для нее здании. Кирпичные работы выполнил подрядчик Ф.С.Шамонов - крестьянин с.Танкеевки Спасского уезда. В 1918 году в здании аптеки находилось общежитие коммунаров -членов "Северной коммуны". 5.11.1969 года в связи с 50-летием со дня гибели героя гражданской войны И.С.Космовского (1895-1919) на здании установлена мемориальная доска с надписью: "Здесь в 1918 году жил Иван Сергеевич Космовский - организатор партийных ячеек большевиков в Буинском уезде. Погиб в 1919 году».

Двухэтажное здание построено на углу квартала и имеет два парадных фасада. Главный из них украшен двумя симметричными ризалитами по углам. Вход в здание выделен невысоким крыльцом и фигурной парапетной стенкой. Второй уличный фасад и его главный вход выделены ризалитом. Оконные проемы трех типов: с прямой, лучковой и арочной перемычками. Особую выразительность зданию придают высокие угловые шатры с четырехгранным завершением, выполненным из дерева. Шатры завершаются шпилями и флюгерами. Архитектурной достопримечательностью дома являются кованые детали: навесы над входами с трех сторон дома, наружная лестница на уличном фасаде, два флюгера. Памятник гражданской архитектуры в ''кирпичном" направлении эклектики с элементами модерна в оформлении металлических деталей.

  ул.Ефремова, д.91/108. Вторая соборная мечеть

Прошения мусульман города о необходимости строительства второго храма поступали в Симбирское губернское правление с 1901 года, но губернские власти неизменно отказывали в разрешении этой постройки. Правительствующий Сенат дважды, в 1902 году и 1904 году рассматривал жалобы мусульманской общины на действия губернского правления и оставил их без последствий. Только в 1905 году симбирским губернатором князем Л.В.Яшвилем постройка пятивременного храма была разрешена, и в октябре того же года проведено первое богослужение избранным муллой А.Г.Рахматуллиным. В 1911 году мечеть переименована в соборную. При храме в мае 1909 года был образован попечительский совет, функции которого заключались в исправном содержании мечети и медресе. Реконструирована в 1989 году.

Деревянный храм относится к типу двухзальных мечетей с минаретом на крыше. Залы мечети расположены анфиладно. Основной объем мечети покрыт вальмовой крышей. Мечеть имеет цокольный освещенный этаж хозяйственного назначения. На южном фасаде расположен михраб прямоугольной формы. Углы здания оформлены пилястрами. В центре крыши на кубическом основании расположен восьмигранный минарет, ствол которого пропорционально укорочен и расчленен на три части карнизами и завершен высоким шатром. Памятник культовой архитектуры является примером крупной мечети с традиционным объемно-планировочным решением и оформлением фасадов в стиле эклектики классицистического направления.

Космовского ул., 33/41. Здание городской электростанции

Буинская электрическая станция основана 3.10.1917 года уездной земской управой. Оборудование станции состояло из одного нефтяного двигателя "Кросслей" мощностью 45 л.с. В начале 1920-х годов двигатель работал в течение 8 часов в день, одновременно обслуживая мельничный постав и динамо-машину, подававшую ток в учреждения и дома частных лиц (всего 205 точек).

Двухэтажное с мезонином прямоугольное в плане здание стоит торцом на красной линии уличной застройки. Композиция фасадов симметрична. Узкие лопатки членят здание на семь частей. Центральная, более крупная часть, выделена: на первом этаже - массивными полуциркульными оконными проемами; на втором - сложной формы нишками с круглыми плашками. Над центральной частью размещен мезонин в три небольших прямоугольной формы оконных проема, завершающийся треугольным фронтоном. Прямоугольные и квадратные нишки, ступенчатый с консольками козырек, аркатурный пояс оформляют плоскости фасадов. Памятник промышленной архитектуры в стиле эклектики "кирпичного" направления.


Космовского ул., 39/36. Здание женской прогимназии

В Буинске женская прогимназия открылась в 1911 году, новое здание для нее было выстроено в 1913 году. С 1923 года школа носит имя А.В.Луначарского. Среди выпускников школы - член-корреспондент АПН СССР К.П.Львов, Герой Советского Союза А.В.Семушкин.

Деревянное одноэтажное, Г-образное в плане здание построено с отступлением от красной линии застройки. Бревенчатые стены оставлены открытыми, обшиты только углы и простенки. Большие и частые прямоугольные оконные проемы имеют массивные наличники и характерный для модерна рисунок переплета. Гладкий тесовый фриз и карниз опоясывают все сооружение. Памятник гражданской архитектуры в стиле провинциального модерна рационалистического направления с отдельными эклектичными деталями.


Космовского ул., 42. Троицкий собор

Трехпрестольный храм построен в 1810 году и по указу Священного Синода в 1847 году обращен в собор.

Здание имеет традиционную осевую композицию, основанную на последовательном развитии объемов. Храмовую часть образует восьмерик под сомкнутым сводом на четверике, близком по пропорции кубу. Венчает восьмерик грузная главка на низкой восьмигранной шее. Грани восьмерика прорезаны крупными арочными проемами. К храму примыкает апсида сложной формы и широкая односветная трапезная. Объем колокольни представлен только нижним ярусом. Все объемы церкви декорированы плоскими спаренными и отдельными пилястрами, поддерживающими высокий активно раскрепованный антаблемент с карнизом малого выноса. Памятник культуры позицией, включающей элементы стилей барокко и классицизма.


Ленина ул., 5. Здание земской управы


Здание построено в 1888 году, перестраивалось в 1904 году.

Двухэтажное, Г-образное в плане здание, на поэтапное строительство которого отчетливо указывают различия в стилистическом решении отдельных объемов, а также неорганичные стыковки и врезки в местах соединения объемов. Основной объем выполнен с привлечением, главным образом, элементов русского барокко и византийского стиля. Это декорированный аркатурами и поясом зубчиков широкий карниз, строенная арка на аттике, разнообразная горизонтальная рустовка стен, приставные колонны второго этажа с византийскими капителями, барочные парапеты входа и т.д. Пристрой к основному объему хотя и повторяют его композиционный строй, но решены иначе. В пристрое к дворовому фасаду использованы круглые архивольты, вместо арочных на основном фасаде, утяжеленные сталактитовые элементы окончаний карниза. В оформлении здания широко использованы кованые металлические детали – решетки навесов входов, ограждения балконов, лестничные конструкции. Общее решение здания свидетельствует о стремлении авторов проекта к национально-романтическому стилизаторству, хотя в композиции фасадов широко используются элементы не только русского, но и византийского, барочного, ренессансного стилей. Памятник гражданской архитектуры представляет собой яркий образец построек, относящихся к "кирпичному" направлению эклектики.


Либкнехта ул., 42. Жилой дом

Здание выстроено на рубеже 19-20 вв.
Двухэтажное здание продольным фасадом ориентировано на улицу, входы размещены со двора. На уличном фасаде размещены семь окон с лучковым завершением на каждом этаже. Над окнами первого этажа выложены лучковидные сандрики с раскреповкой в верхней части и профилированными консольками в нижних концах, над окнами второго этажа -щипцовидные сандрики с аналогичными консольками и украшенные мелкими зубчиками по внутреннему периметру. Углы здания обработаны филенчатыми лопатками, карнизы здания украшены зубчиками из фасонного кирпича. Памятник жилой архитектуры выдержан в стиле эклектики псевдорусского направления с элементами барочной архитектуры.


Либкнехта ул., 49 .Жилой дом

Дом построен на рубеже 19-20 вв. На первом этаже здания размещалась торговая лавка (магазин), а на втором - жилые помещения.

Представляет собой двухэтажное под вальмовой крышей здание. По оси уличного фасада расположен вход в лавку, справа от нее находится вход с лестницей на второй этаж. Одномаршевая лестница освещена узким окном, размещенным над филенчатыми дверями. Окно первого этажа завершено горизонтальной клинчатой перемычкой с высоким замковым камнем, а окна на втором этаже - лучковидной клинчатой перемычкой. В декоративном оформлении здания основной упор сделан на пилястры и раскрепованный над ними, профилированный карниз с зубчатым фризом. Пилястры первого этажа по высоте украшены узкой прямоугольной нишей, обрамленной сверху ступенчатым П-образным выступом. Базы пилястр второго этажа выявлены квадратными нишами. Завершения пилястр решены в виде ступенчатого выступа над крестообразной нишей. Памятник жилой архитектуры в стиле эклектики "кирпичного" направления с псевдоготическими мотивами.


Либкнехта ул., 77-79. Комплекс зданий медресе "Мурийя"

Два одноэтажных здания медресе первого прихода построены в конце 19 в. после строительства в 1882 нового здания мечети. Расцвет и известность этого популярного старометодного учебного заведения Симбирской губернии пришлись на рубеж 19-20 вв. Шакирды получали духовное образование в трех отделениях под руководством двенадцати преподавателей. Здесь учились поэт З.Башири, видный общественный деятель и историк Х.М.Атласов (1876-1938), работавший в 1898 году преподавателем медресе. В Буинске Атласов подготовил свои первые научно-популярные труды, пытался внести новые методы обучения в традиционную для этого училища кадимистскую систему образования шакирдов. В 1913 году среди воспитанников высшего отделения начались брожения шакирдов, недовольных этой системой обучения. Руководство медресе противопоставило во многом справедливым требованиям учащихся лишь ужесточение наказаний. В ответ отдельные классы выпускного отделения отказались от сдачи экзаменов.

Одно из зданий комплекса медресе прямоугольное, другое - квадратное в плане. В первом из них два входа в медресе расположены со двора. Поперечная стена делит здание на две неравные части. Левая фасадная часть освещалась тремя окнами, а правая - шестью окнами прямоугольной формы с лучковым завершением и простым обрамлением, переходящим вверху в трехступенчатый криволинейный карниз. Цоколь отделен от стены полочкой и под каждым окном декорирован прямоугольной нишей. Второе здание учебных классов, поднятое на высокий цоколь, на главном фасаде насчитывает пять окон, крайнее из которых выделено вертикальными членениями плоского ризалита и окружено кессонами различных очертаний. Все оконные проемы имеют прямые перемычки и подоконную полочку. На главном фасаде наличники образованы заглублением в толщу кладки стен. Памятник гражданской архитектуры в "кирпичном" направлении эклектики.

Люксембург ул., 39. Жилой дом

Здание построено на рубеже 19-20 вв. Ныне в нем расположены районная прокуратура и городской архив.

Двухэтажное здание расположено продольным фасадом на улицу, четыре окна первого этажа имеют простое обрамление и лучковидный карниз над ними. Они расположены попарно вокруг центрального входа в помещение первого этажа. Вход на второй этаж расположен с левой стороны здания и ведет через пристроенные сени. Профилированное обрамление шести окон второго этажа завершается карнизом с полукруглым шипом посредине. Разделительный карниз с горизонтальной тягой и нишами под окнами второго этажа образуют широкий декоративный фриз. Венчающий карниз дома украшен на фасаде зубчиками из фасонного кирпича. Над ним, на ширину двух средних окон, выложена аттиковая стенка с полукруглым выступом посредине. Памятник архитектуры в стиле эклектики "кирпичного" направления.

Люксембург ул., 45 Жилой дом

Здание построено на рубеже 19-20 вв. На первом этаже размещался магазин.
Двухэтажное (с кирпичным нижним и деревянным вторым этажом), Г-образной конфигурации здание. Двустворчатые двери входа в торговый зал обрамлены наличником с двумя колонками по сторонам и лучковидным карнизом с зубчиками. По сторонам от входа расположены два небольших окна с лучковидным завершением и пышными ступенчатыми наличниками. Угловые лопатки первого этажа декорированы узкими стилизованными парными полуколонками и рельефными нишами. Декор первого этажа завершает пышный карниз с рядом кронштейнов, выложенных из фигурного кирпича. Наличники, лопатки и фриз второго этажа украшены профильной резьбой растительного характера. Памятник жилой архитектуры в стиле эклектики с использованием элементов народного зодчества.

Люксембург ул., 47. Дом Бурундуковских

Дом был построен в начале 20 в. и принадлежал торговцам мануфактурой Бурундуковским. В этом здании в 1918 проходил первый уездный крестьянский съезд, провозгласивший советскую власть в городе.

Дом в два этажа, на первом этаже которого располагались торговые помещения, на втором - жилые апартаменты хозяев. Крупный купеческий дом с традиционным функциональным построением. Торговый этаж прорезан простыми прямоугольными, асимметрично расположенными оконными проемами и имеет с уличного фасада сдвинутые от оси входы. Между этажами проложен декорированный поребриком и полочками пояс. Уличные фасады второго этажа имеют более пышный декор. Метрический ряд частых арочных окон не совпадает осями с нижними окнами. Широкий антаблемент с богатым поребриком, аркатурным фризом и активно вынесенным карнизом опоясывают сверху все здание. Завершают фасад три симметрично расположенных ступенчатых глухих аттика с фигурными нишками и карнизами. Памятник жилой архитектуры с богато декорированным уличным фасадом в "кирпичном" стиле эклектика.

Люксембург ул., 59/57. Жилой дом

Двухэтажное с деревянным верхним и кирпичным первым этажом здание построено на рубеже 19-20 вв. На первом этаже размещался магазин, освещавшийся по главному фасаду тремя узкими и одним широким окном. Окна магазина на боковом фасаде - ложные, в виде плоских ниш. Над ступенчатым оформлением окон и дверного проема выложен лучковидный карниз с мелкими квадратными зубчиками и ступенчатым замковым камнем посередине. Вход в дом размещался в узком полукаменном объеме сеней, пристроенном слева. Жилые помещения размещались позади магазина на первом и на втором этажах, куда вела лестница. Помещение второго этажа освещено окнами со стороны улицы, наличники окон, фриз под карнизом по периметру дома декорированы пропильной резьбой растительного характера. Углы дома и выступы внутренних стен выделены лопатками. Памятник жилой архитектуры в стиле эклектики с использованием элементов народного зодчества в оформлении фасадов второго этажа.

Маркса ул., 68. Здание городского мужского училища

Трехклассное мужское училище в Буинске открыто в 1860 году, а в 1888 году оно из уездного было преобразовано в городское.

Здание училища представляет собой Г-образное в плане сооружение из двух разновеликих - двухэтажного и одноэтажного (построен в 1880-х) - объемов. Последний размещен на постепенно понижающемся рельефе и в правой части имеет освещенный цокольный этаж. Уличный фасад разделен лопатками на три части. Крыльцо входа фланкировано двумя невысокими прямоугольными столбами с четырехскатным завершением и глухими парапетами. Над входом устроен односкатный навес на мощных кирпичных криволинейных кронштейнах. Плоскости стен обработаны прямоугольной горизонтальной рустикой. Под простым карнизом с большим выносом протянут широкий фриз, декорированный вытянутыми плоскими нишами. Памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики с элементами классицистической архитектуры.

Маркса ул., 70. Здание присутственных мест

Было возведено по проекту, утвержденному в 1882 году. На первом этаже размещались уездное казначейство и квартира исправника, на втором - приемная, архив и уездное полицейское управление. Ныне в здании располагается районный историко-краеведческий музей.

Двухэтажное здание с двумя выступами по стороне, обращенной во двор. Все помещения здания освещаются с улицы девятью окнами, на торцовых фасадах и со двора пятью окнами на каждом этаже. По оси главного фасада расположен ризалит в пять окон. Вход в здание решен асимметрично. В вестибюле размещена трехмаршевая лестница на второй этаж. Стены ризалита на уровне первого этажа рустованы. Высокие прямоугольные окна имеют простое обрамление. По низу окон второго этажа протянута горизонтальная тяга, разделительный карниз с водосливом опоясывает все здание. Ризалит завершен двускатной крышей с прямоугольным фронтоном на невысоком аттике. Памятник гражданской архитектуры, относящийся к периоду эклектики, выполненный в классицистических традициях.

Северной Коммуны ул.,4. Здание ремесленного училища

Нижняя ремесленная школа в Буинске была открыта в 1898 году. В 1907 году для строительства нового кирпичного здания училища городские власти выделили участок земли на пересечении Средне-Поповской и Кладбищенской улиц. Император Николай II в 1908 году утвердил положение о выделении городу ссуды в размере 30 тыс. рублей на строительство училища. Проект здания оказался настолько удачным, что отдел промышленных училищ Министерства народного правления счел необходимым сделать его образцовым. Производство работ по кирпичной кладке вел крестьянин с.Танкеевки Спасского уезда Ф.С.Шамонов, технический надзор осуществлял инженер Ф.О.Ливчак. Строительные работы были завершены в 1910 году. С 1931 года в здании располагается Буинский ветеринарный техникум.

Двухэтажное здание построено с отступом от красной линии и имеет симметричную трехчастную композицию главного фасада с четко выделенными тремя ризалитами, центральный из которых имеет высокий щипцовый фронтон. В стилистике памятника гражданской архитектуры преобладают элементы промышленного модерна рубежа веков и эклектики с мотивами готической архитектуры в решении главного входа и центрального ризалита и стиля ампир в оформлении декоративных рельефных вставок.

СЕЛО АДАВ-ТУЛУМБАЕВО

Дом Шагиахметовых

Одноэтажный деревянный дом построен в конце 19в. Здесь родился писатель, литературовед Габдулхак Залялетдинович Шагиахметов (1900-1939). Он окончил деревенское и Буинское медресе. После Октябрьской революции находился в рядах Красной Армии, по окончании гражданской войны под литературным псевдонимом - Гумер Тулумбайский занялся писательским трудом. В 1934 году, окончив литературный институт в Москве, получил звание "красного профессора", затем занимался изучением фольклора. Был незаконно репрессирован, расстрелян 13 июня 1939 года.

СЕЛО БОЛЬШОЕ ФРОЛОВО

Казанско-Богородицкая церковь

Трехпрестольный храм построен в 1867 году. Деревянная церковь традиционного типа восьмерик на четверике с симметричным развитием объемов трапезной и высокой колокольни. Рублена "в лапу" из брусьев и обшита досками. Двусветный четверик храма близок по объему кубу. Широкий восьмерик покрыт высоким восьмигранным куполом. Северный и южный входы церкви организуются высокими богато украшенными крыльцами. Апсида пятигранная, три ее грани прорезаны высокими окнами с наличниками. Односветная трапезная имеет ступенчатый объем с центральной частью, совпадающей по высоте с четвериком храма и меньше его по ширине. Пятиярусная колокольня вплотную примыкает к трапезной. Все пять ярусов - четверики с плавным незначительным поярусным убыванием размеров. Венчает колокольню высокий четырехгранный свод и главка на высокой граненой шейке. На щипце крыльца колокольни располагались три иконы, центральная из которых была крупная икона Богоматери. Храм традиционного типа, фасады которого строго и изящно декорированы выделением накладных декоративных деталей цветом. Памятник культовой архитектуры в стиле эклектики с элементами народного зодчества и барочными формами завершений.

СЕЛО КИЯТЬ

Богоявленская церковь

Построена в 1801 году местным помещиком П.И.Родионовым. В 1853 году церковь была расширена Н.Терениным пристройкой двух приделов и храм стал пятипрестольным. Реставрирована в середине 1990-х годов. В основе объемной композиции церкви лежит традиционная центрально-осевая схема храм-трапезная-колокольня. К широкому прямоугольному в плане храму, вытянутому по оси север-юг, примыкают три апсиды: полукруглая в центре и пятигранные по сторонам. Слегка зауженная, равная по высоте храму трапезная имеет скругленные углы. К ней примыкает трехъярусная в плане колокольня. Храмовая часть отмечена возвышающимся восьмериком с граненым шлемовидным куполом и глухими люкарнами по четырем его сторонам. Укрупненные, несколько стилизованные детали, придают зданию монументальность. Боковые приделы выделены выступающими ризалитами с фланкирующими рустованными пилястрами, поддерживающими треугольные фронтоны. Плоскости стен расчленены по вертикали пилястрами, огибающими в фиксируемых углах. Они прорезаны двумя рядами окон, частично ложных. Высокие с характерными классицистическими пропорциями и расстекловкой, они завершаются сандриками на фигурных консолях. "Лежачие" прямоугольные окна второго яруса заменены аналогичными нишами на апсидах. Такая же замена окон нишами произведена по первому уровню на боковых апсидах. Оригинальны арочные выступы значительного выноса с проемами. Примыкающая с западной стороны колокольня в три четверика оформлена большими арочными проемами с замковыми камнями (частично заложенными) и покрыта рустом. Ярус звона со скругленными углами и арочными проемами поставлен на четверик с пилястрами в углах и покрыт низким куполом с завершением. Памятник культовой архитектуры в формах классицизма с элементами барокко.


Комплекс зданий земской больницы


Земская больница в селе была открыта в 1870 году. Первоначально это было приспособленное под больницу (20 коек) одноэтажное здание кулевой фабрики. Рядом располагались флигели для квартиры врача и фельдшеров, аптечный склад. Буинское уездное земское собрание в 1897 признало необходимым выстроить новое здание больницы. Землевладелец М.Н.Теренин, на территории которого находился больничный комплекс, в августе 1898 согласился на прирезку земли, но ввиду неурожая хлебов и финансовых проблем уездного земства, специализированное здание больницы было построено только в 1900-1901 г.г.. Здесь в разные годы работали известные ученые-медики И.А.Благовидов, П.А.Баратынский, врачи СЯ.Дорогов, И.А.Касьянов, М.П.Федоров, И.П.Снежницкий, женщина-врач М.С.Бюрно.

СЕЛО ПРОТОПОПОВО

Троицкая церковь

Трехпрестольный храм построен в 1817 году на средства помещика Ф.В.Ртищева. В 1859 году его внуком Ф.В.Пятницким церковь была расширена: выстроены два боковых придела. Композиция здания основана на симметричном осевом развитии основных разновеликих объемов церкви. Храмовая часть - высокий двусветный четверик, завершающийся широким барабаном со сферическим куполом и главкой (утрачена). К четверику храма примыкает крупная прямоугольная апсида. Углы фиксированы огибающими пилястрами с филенками. Низкий односветный объем трапезной значительно шире храма за счет объемов боковых приделов, северный и южный фасады которых украшены плоскими портиками. Поверху протянут профиль, образующий декоративные лучковые фронтоны. Трехъярусная колокольня примыкает к трапезной с западной стороны. Ярус звона в виде четверика со скошенными углами и арочными проемами поставлен на высокий четверик и завершен куполом на высоком глухом барабане. В интерьере храма сохранились остатки трехъярусного деревянного иконостаса. Памятник культовой архитектуры в стиле раннего классицизма.

СЕЛО СТАРЫЕ БУРУНДУКИ

Никольская церковь

Храм заложен в 1873 году и освящен в 1877 году. Относится к типу двухэтажных трехапсидных четырехстолпных церквей с выступающим объемом паперти и осевым построением. Собственно объем церкви состоит из квадратного в плане здания. С восточной стороны примыкают три апсиды, а с западной стороны по продольной оси находится объем паперти. Углы здания обработаны спаренными пилястрами с поэтажным разделением карнизами. Подкарнизная плоскость на уровне первого этажа на основном объеме церкви и апсидах декорирована полосой плоских ниш и зубчатым пояском, а на втором этаже - контррельефными плоскостями и пояском из ступенчатых зубчиков. На западном фасаде над входом размещена неглубокая ниша для икон. Утрачены крыши объемов и главки с барабанами. Памятник культовой архитектуры, стилистика наружного декора которого несет черты эклектичных течений, характерных для городской архитектуры последней трети 19 в., с преобладанием элементов классицистической архитектуры.

Последнее обновление: 23 октября 2013, 9:36

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования