Забор из родника воды, содержащей природные лечебные ресурсы, для ликвидации пожара без разрешения Правительства РФ является правомерным.
Статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее - Закон № 26-ФЗ) определяет природные лечебные ресурсы как минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
Как установлено п. 1 ст. 9 Закона № 26-ФЗ, природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.
Они могут принадлежать на праве собственности РФ (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ).
Пункт 5 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) относит к поверхностным водным объектам природные выходы подземных вод (родники, гейзеры).
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 11 ВК РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 53 ВК РФ забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
На основании п. 1 ст. 10 Закона № 26-ФЗ природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.
Согласно п. 2 указанной статьи предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных Законом № 26-ФЗ, как правило, не допускается. Правительство РФ в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.
Из формулировки «как правило» следует сделать вывод о том, что из данного правила существуют и определенные исключения.
К таким исключениям может быть отнесена, например, ситуация, предусмотренная ч. 1 ст. 53 ВК РФ.
Поскольку тушение пожара предполагает быстрое принятие соответствующих мер, то получение разрешения от Правительства РФ на практике представляется затруднительным.
Пункт 2 ст. 10 Закона № 26-ФЗ прямо не указывает, что норма второго предложения указанного пункта относится ко всем случаям исключений из общего правила, предусмотренного в первом предложении этого пункта.
Соответственно, забор организацией из родника воды, содержащей природные лечебные ресурсы, для ликвидации пожара без разрешения Правительства РФ не нарушает положения п. 2 ст. 10 Закона № 26-ФЗ.