В летний период растет спрос на услуги общественного питания, качество их оказания в ряде случаев вызывает претензии со стороны потребителей.
Поэтому потребителю следует знать о своих правах при пользовании данными услугами.
Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1515 (далее — Правила).
Правилами устанавливаются требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объема информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора услуг.
Так согласно п. 9 Правил исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено ст. 10Закона о защите прав потребителей, обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах:
- перечень услуг и условия их оказания;
- наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг.
Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания.
Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).
Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
Порядок оказания услуг:
- исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с перечнем услуг, предусмотренным п. 5 Правил, любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя.
- исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем.
- исполнитель обязан оказывать услуги, качество которых согласно ст. 4 Закона о защите прав потребителей" соответствует требованиям (если они предусмотрены) и условиям заказа.
- исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо предложить потребителю иной порядок оплаты услуг.
Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в порядке и сроки, которые согласованы с исполнителем.
- исполнитель обязан обеспечить возможность потребителю проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания посредством предоставления необходимых средств измерения.
Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер и предоставив возможность ознакомиться с необходимой информацией о таких услугах в соответствии с п. 9 Правил. При этом в соответствии со ст. 16 Закона о защите прав потребителей:
- исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг;
- потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Таким образом, Правилами обеспечивается реализация ст. 16 Закона Российской о защите прав потребителей, согласно которой "запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг (п. 2 ст. 16 Закона Российской о защите прав потребителей) и исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату" (п. 3 ст. 16 Закона Российской о защите прав потребителей).
Согласно п. 20 Правил отказ исполнителя либо потребителя от исполнения договора об оказании услуг возможен в порядке и случае, которые установлены ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 32 Закона о защите прав потребителей.
В соответствии с п. 21 Правил за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
В случае реализации потребителю при оказании услуг общественного питания покупных товаров ненадлежащего качества потребитель пользуется правами, предусмотренными главой II Закона о защите прав потребителей.
Граждане, по интересующим вопросам, могут получить консультации по вопросам защиты прав потребителей:
- в Буинском территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по адресу: г.Буинск, ул.Ефремова, д.135 В; тел.8(84374)3-52-89, 3-17-04; г. Тетюши, ул. Свердлова, д.43, тел.8(84373) 2- 52-59;
- в консультационном пункте Зеленодольского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» по адресу: г.Буинск, ул. Ефремова, д.135 В; тел.8(84374)3-26-76.